googlee76da6385aa73571.html Беларусь в стихах . Полесье - край родной .: У нас в гостях − Степан НОВИК

Поиск по этому блогу

воскресенье, 6 ноября 2016 г.

У нас в гостях − Степан НОВИК



Здравствуйте, мои земляки!

Из своей родной деревни Головчицы я уехал в апреле 1954 года – вскоре после того, когда умер Иосиф Сталин. В это время моя мама, Ольга Григорьевна, работала швеёй на дому. Наши сельчане заказывали у нее модную одежду, которая в то время была в большом дефиците в сельских магазинах. А вот наш неутомимый комик Каленик Ментуз, наподобие шолоховского деда Щукаря, постоянно изумлял своих заказчиков теплыми зимними кожухами. Но сначала, чтобы кожух хорошо сел на плечи, он заставлял ложиться своего клиента на обои или старые газеты, старательно обводил карандашом контуры его фигуры. Только после этого с важным видом брал в руки огромные ножницы, которыми в деревне стриг овец или же баранов. Так у Каленика Ментуза получались сначала выкройки, а потом и сшитые им кожухи.
− Вот таким был наш односельчанин Каленик Сергунчик. Опытный портной, веселый-веселый рассказчик разных житейских историй, шуток, анекдотов, даже иностранного происхождения, - говорила мне мама.
Не удивительно, что он был душой компании на сельских вечеринках, даже своим донжуанским поступком заставил говорить о себе всю деревню. Без развода со старой женой обзавелся молоденькой, построил для нее новый бревенчатый домик на хуторе Долгом. Но долго там жить не довелось «молодоженам» по той причине, что разница в возрасте, разрушала все допустимые рамки приличия. А вот теперь уже можно сказать еще и том, что Каленик Сергунчик, он же по прозвищу Ментуз, еще при панской Польше много раз побывал за океаном – в Латинской Америке, в том числе в Бразилии, Мексике, Уругвае…
Уже незадолго до войны в Головчицах, на ее западной окраине, на невысокой горке, насыпанной самим Калеником, гордо возвышалась изба с редкой по тем временам металлической крышей. На фоне соломенных крыш она выделялась своей новизной, частично позаимствованной за океаном.
Обо всем этом мне рассказала мама. Когда мне было около десяти лет, я сам видел этот дом на горке. А вот, напротив, через неширокую улицу, вскоре местные сельчане тоже насыпали горку и …
На ней-то, видел своими глазами, вскоре и был возведен дом для первого председателя сельского Совета Каленика Ярощика.
− Два Каленика!.. На одной улице, - недоумевали некоторые соседи, чьи «избы и они сами были ростом пониже».
А вот моя мама, с которой я начал рассказ, в те траурные дни, когда умер Иосиф Сталин, по заказу сельского Совета, как опытная швея, нашила черные ленточки на государственные флаги, вывешенные потом на здания сельского Совета, правления колхоза имени Ворошилова, Головчицкой восьмилетней школы, медпункта…
Я хорошо помню этот момент. И не только этот. С особой увлеченностью Ольга Григорьевна вышивала цветной нитью на белых льняных скатертях разных птичек, красивые цветы, окаймленные народным полесским орнаментом. Моя мама, была очень трудолюбивая и заботливая сельская женщина, очень любила свою деревню, семью, соседей, но… весной 1954 года ушла из жизни от неизлечимой болезни. После чего меня определили в Антопольский детский дом, в котором я окончил среднюю школу, а затем по комсомольской путевке был направлен на целинные земли. В далекий и незнакомый Казахстан…

Моя деревенька

Вот небо темнеет и гаснет закат,
Что дали румянил за хатой.
И звездочки первые робко горят,
И месяц смеется рогатый.

Взошел и на небе завис
Серпом золотым он над полем
Улыбчиво ласково смотрит он вниз,
Далекий и близкий до боли!..

Тихонько растаял кудрявый дымок,
Что вился вьюнком над трубою,
В окошечке мамином погас огонек
И сны овладели избою.

Многолетний расклад, пережив в жизни я,
На прожитый путь оглянулся.
И вот я тебе, деревенька моя,
Аж через полвека вернулся!

Родимые с детства я вижу края
И поле, и лес, и болото…
Ведь все это вместе Отчизна моя!
На сердце легко оттого-то.

На сердце легко и тепло на душе.
Такого не знал я давненько.
Я рад уже тем, что возвратился уже
В мою колыбель – в свою деревеньку!

Степан НОВИК