googlee76da6385aa73571.html Беларусь в стихах . Полесье - край родной .: В ДОМЕ НА БЕРЕГУ ДОНА

Поиск по этому блогу

среда, 13 декабря 2017 г.

В ДОМЕ НА БЕРЕГУ ДОНА



Сегодня позвонил родному брату – Василию в деревню, спросил: «Чем занимаешься?». Он ответил одним словом: «Читаю…». Подумал: молодец Вася! Бережно охраняет родительский дом и читает книги советских писателей, которые привожу ему регулярно из личной домашней библиотеки.
Вот и на моем рабочем столе книга Валентины Карповой «Анатолий Калинин. Очерк творчества». Мое внимание привлекла страница 43-я, уже однажды прочитанная с короткими пометками карандашом: «И вот в 1946 году он приехал в хутор Пухляковский  и поселился в доме на берегу Дона».
Далее Валентина Карпова пишет: «Здесь началась для него пора углубленной литературной работы, пора раздумий, исканий, пора творческих радостей и горестей. Здесь он нашел тот органический материал, о значении которого для писателя Леонид Леонов сказал так: «Материалом я называю то, что в окружающей действительности, что может высечь из писателя искру, которая способна осветить или этот момент, или эту ночь, или этот день, или же целую эпоху. Факт действительности, став частью писательской души, – это и есть материал искусства».
Автору этих строк не довелось искать хутор, ибо здесь явился на белый свет, тут же на рассвете ослепили впервые лучи солнца.
Для меня же «мой» хутор был знаменателен тем, что отсюда в 50-е годы минувшего столетия пошел учиться в первый класс, здесь впервые развернул «Букварь» с алфавитом от А до Я, и здесь же была прочитана первая книга. Первый десяток лет мы спокойно жили на этом живописном хуторе среди окружающих его болот…
Тогда, будучи хуторским мальчиком, я не замечал того, о чем позднее в своем очерке написала Валентина Карпова: «Он искал ответ на вопрос: как формируется характер современника, в чем заключается его нравственный мир, как создается гармоническая личность будущего современного человеческого общества. И находил ответы в жизни окружающих его людей, пристально всматриваясь в них, будучи твердо убежденным – «что помимо внешней стороны жизни людей существует таинственно-прекрасная сторона их жизни, скрытая от беглого взгляда».
Уже утром, в 6.15., прочитал: еще воюя в Донском пятом кавалерийском корпусе, еще работая урывками, в паузах между боями, над романом «На юге», Анатолий Калинин принял решение после войны жить среди казаков». Так неожиданно родилась мысль: тот час же посетить Брестскую крепость и вместе с томиком книги «Анатолий Калинин. Писатели Советской России», молча постоять у ее стен, озарить лик донского патриота Родины бликами Вечного огня…
Уже в 9.00 в это холодное утро, когда землю ночью припорошил долгожданный снежок, стал одним из первых посетителей Цитадели над Бугом. На гранитной плите у Вечного огня стоял пышный букет алых роз, лежали гвоздики да ромашки…
Здесь же, у самого священного огня легендарной святыни Цитадели, вспомнилась известная повесть Анатолия Калинина «Эхо войны» о смысле человеческой жизни, преданности Родине, об утверждении в человеке светлых идеалов.
С ними 22 июня 1941 года шли в первый бой защитники Брестской крепости, с ними сражались на фронтах Великой Отечественной войны земляки писателя многих донских станиц. В обстановке суровых испытаний, смертельной опасности они любили, дружили, мечтали о будущем, и – ПОБЕДИЛИ!
Признаюсь: впервые в жизни, побывав в Цитадели над Бугом с книжкой о любимом писателе, изданной еще в 1973 году в издательстве «Советская Россия», испытал особое волнение. Исходит оно от того, что лик писателя, озаренный языками пламени Вечного огня, стал ближе и роднее, несмотря на разницу в наших возрастах, а также в условиях, в которых по-разному складывалась жизнь многих миллионов людей.
И можно только порадоваться, что их по-прежнему объединяют очерки, повести и романы Анатолия Калинина, написанные им как в довоенное, так и в военное и послевоенное время.
Примечательно и то, что его особой радостью до последних дней жизни оставалась радость восхождения в творчестве, а всегда желаемой вершиной виделась впереди новая книга, которая представлялась ему главной в его беспокойной жизни.
11 декабря 2017 года

Микола ПАНАСЮК,
член Союза писателей
Беларуси и Росси,
г. Брест

ДВА ХУТОРА…
НАПОМНИЛИ О ПРОШЛОМ


При одном только упоминании хутора Пухляковский, на котором Анатолий Калинин поселился в доме на берегу Дона, автор этой публикации, а в прошлом (1963) 6-классник Коля Панасюк, вспомнил свой хутор в деревне Головчицы Дрогичинского района (Белорусская ССР). Сохранился его альбом: среди многих рисунков есть один и с изображением родного дома на хуторе. Именно он для него дороже всех, поскольку на этом месте не осталось даже фундамента, и только куст сирени, ветки которого объЕдены колхозным скотом, напоминает о том далеком прекрасном времени. Оно так незаметно и навсегда ушло в невозвратимое прошлое.
Как стало известно из интернет-новостей, в минувшее воскресенье по всей Европе прошли сильные снегопады, в том числе в Бельгии, Германии, Нидерландах, Румынии и Франции…
В Брестской области в некоторых районах снежный покров поднялся с 0 до 14 сантиметров, а также одновременно отключились трансформаторные подстанции
− А вот на нашем хуторе, когда я еще учился в школе, было тихо и спокойно, хотя и лежали до весны огромные сугробы снега. Они-то и изображены на моем рисунке, - вспоминает автор публикации.

Светлана РУМЯНЦЕВА


Першы снег

Даўно сарваў вятрыска лісце з дрэваў –
Разнёс, развеяў, нібы гаспадар.
Чарнее справа лес, а поле – злева
I ўжо сняжок пасыпаўся, як дар.

I мы яму далоні падстаўляем –
Душа жадае дзіўнай чысціні.
А снег прывабна, сцішана лунае
I рады чалавечай дабрыні.

 Надзея ПАРЧУК
______________________________________

ААТ «Брэсцкая друкарня», 2006, Н.М Парчук , Ладараж, стар. 62


                                Зима на полесском хуторе…

                     Писатель-документалист Микола ПАНАСЮК
с родным братом Василием


Фото Алексея СКАКУНА