googlee76da6385aa73571.html Беларусь в стихах . Полесье - край родной .: Наша сиротская и вдовья доля

Поиск по этому блогу

четверг, 16 июня 2016 г.

Наша сиротская и вдовья доля



ВПЕРВЫЕ!
Петр ЧОПКО
д. Головчицы
Дрогичинского района,
Республика Беларусь



Родился 1 апреля 1936 года на хуторе Лаз бывшего Антопольского района Брестской области. После окончания средней школы служил в Военно-Морском Флоте СССР, окончил Брестский педагогический институт имени А.С. Пушкина. Многие годы работал директором Головчицкой восьмилетней школы, учителем – в г. Запорожье Украинской ССР. В настоящее время на заслуженном отдыхе.
Тел. МТС 8 029 229-49-70
***
Свою автобиографию обычно начинаю так: «Я, Чопко Петр Алексеевич, родился на хуторе Лаз, что совсем рядом с деревней Головчицы Дрогичинского района Брестской области, в семье крестьянина-вдовца…». Алексей Никифорович, 1888 года рождения, был женат на Прасковье Андриановне, родившей семерых детей. Умерла она на 53-м году жизни, похоронив до этого дочь Анну в дошкольном возрасте. В год кончины матери учился уже в восьмом классе, а поэтому своими глазами видел нелегкую вдовью жизнь отца.
Алексей Никифорович пережил две мировые войны, в 1943 году, когда находился в партизанском отряде, получил ранение в ногу, и таким образом стал инвалидом. И, тем не менее, воспитывал нас, малолетних детей. Это было тяжелое послевоенное время, когда в Головчицах, а также в окрестных деревнях полным ходом шла коллективизация, а окрепшие колхозы собирали первые щедрые урожаи.
В детстве главной моей игрушкой были отловленные живые воробьи, привязанные нитками к стенке крестьянкой избы. Потом, когда пошел учиться в первый класс, после занятий в школе выпасал коров и телок, быков и овец. Это тогда было самое любимое занятие.




В зимнее время занимался конькобежным спортом, а также вольной борьбой. С восьмого по десятый класс шесть раз в неделю велосипедом ездил на учебу в Антопольскую среднюю школу, при этом преодолевая до 20 километров в день по проселочной дороге с живописной природой. Не одна, а многие из них вели на два соседних хутора – Боровицу и Лаз. На каждом из них крестьяне работали с особым усердием, с энтузиазмом вступили в колхоз, с достоинством продолжая свои трудовые традиции.
Летом 1956 года успешно сдал экзамены и поступил на третий курс Брестского железнодорожного техникума. Однако уже в сентябре был призван в Военно-Морской Флот СССР. На четыре года. В Пинске при этом успешно окончил школу комендоров, после чего был направлен на службу в Севастополь на флагманский эскадренный миноносец «Благородный» на должность старшего комендора.
Именно на этом эсминце довелось совершить дальний поход, т.е. пройти семь морей, а также два пролива. Вместе с албанскими моряками успешно провели учения, после чего посетили военную базу в г. Влёра, нас наградили памятным значком «За дальний поход». Это была моя первая награда в жизни, а впереди меня, как и многих сослуживцев, ожидал долгожданный отпуск домой, желанные встречи с земляками.
А поэтому с уверенностью могу сказать: тот, кто не испытывал силу шторма в море, кого не радовала синяя дымка вдали от родных берегов, или же для кого свет маяка был безразличным, тот никогда не поймет того, как море может воспитывать и закалять человека в самых непредсказуемых ситуациях. А их на воде бывало немало.
Вот и во время Карибского кризиса наши советские моряки несколько суток стояли на рейде в нейтральных водах у Басфорского пролива в готовности выхода в Тихий океан с целью дальнейших боевых действий. Между Советским Союзом и США назревала ядерная война. Однако кризис удалось разрешить мирным путем. Приятно и то, что за добросовестную службу меня дважды поощряли краткосрочными отпусками с поездкой в родной полесский край. Именно здесь-то, на хуторе Лаз, мне и посчастливилось «засветиться» в парадной форме советского моряка с памятным значком на груди…
И все было б хорошо, если бы меня тогда у калитки дома встречала моя любимая мама. Вместе с отцом она хотя бы чуточку посидела за празднично накрытым столом, поговорила обо всем, и в первую очередь – о моей нелегкой морской службе. Но, увы, этого не случилось. С тех пор в мое сознание прочно вошла народная поговорка: «Нет для человека хуже кары, как жить без верной пары».
Родная мама, рано ты
Ушла в далекий мир от нас,
Угасли все мои мечты,
Да лучик солнца не погас…

Солнце по-прежнему ярко светило над хутором Лаз, особенно весной и летом, отдельными эпизодами из нашей жизни возвращая в недавнее детство. Я верил, что и у нас с отцом будет все хорошо, как у других людей, потому что жил в прекрасной стране – некогда могучем СССР.
− Учись, сынок… Будешь учителем, как Якуб Колас в полесской глубинке, - сказал однажды отец, посоветовав в любой, даже самой трудной ситуации оставаться Человеком с большой буквы.
В конце ноября 1960 года после службы во флоте я вернулся на хутор Лаз, а вскоре познакомился со своей будущей женой Евгенией Бандюк, уроженкой Ивановского района.
 Она, молодая сельская  учительница, и посоветовала временно поработать преподавателем военного дела и физкультуры в Детковичской средней школе. А, подружившись крепко со мной, уговорила поступить на заочное отделение биологического факультета Брестского пединститута имени А.С. Пушкина. Как же было не поехать?!. Женя сама училась заочно, но только в Минске, и тоже в пединституте. Именно при таких обстоятельствах я успешно сдал три вступительных экзамена, стал студентом-заочником. Вся наша жизнь, как и регистрация брака в ЗАГСе, а также свадьба были еще впереди!

Немало было предложений,
Какие сделать в жизнь шаги,
Но, подружившись с милой Женей,
Я в этой жизни стал другим…

Короче, сельская учительница Евгения Ивановна, теперь уже не Бандюк, а Чопко, стала моей половинкой, а вся наша совместная жизнь – намного светлее, содержательнее и духовно богаче. У нас появились дети.
Учили других и учились сами. Почти вместе заочно закончили высшие учебные заведения. А сколько было радости, когда на наших глазах на окраине деревни вырос дом. Вместе посадили молодой сад: в нем нашлось место и яблоням, и грушам, и плодовым кустарникам, и ягодникам. А как радовались цветущим деревьям весной наши детишки. Их у нас было уже трое. Высокой рождаемостью гордились и другие сельские семьи.
Всего же в дневной школе, вместе с вечерней средней, занималось тогда до четырехсот ребятишек. В любом конце деревни можно было слышать смех детей, их звонкие голоса…
Именно с этого момента мой земляк – теперь уже известный писатель-документалист Микола Панасюк в предлагаемой читателям поэме «Хлопчык з хутара» описывает мою жизнь такой, какой она была на самом деле – с первых шагов в родной Головчицкой восьмилетней школе – сначала учителем, а потом и ее директором.
К этому времени мои земляки стали сселяться с хуторов, строить в деревне новые дома, в них заговорило радио, засветились экраны телевизоров, появилась современная мебель. Огромное удовлетворение приносили и мои уроки в школе. Вместе с женой вели личное подсобное хозяйство, т.е. жили в полном материальном достатке.
Однако главное внимание все же концентрировал на учебно-опытном участке. Применяя на практике агрохимические знания, получали на нем высокие урожаи сельхозкультур, они приносили школе немалый денежный доход. Когда же стал директором, на собственные деньги закупили бетонные столбики, до полкилометра сетки из утолщенной проволоки, перспективные сорта семян…
И тут, как гром с ясного неба, - неожиданно умирает жена. Коварная болезнь забрала Евгению Ивановну на 43-м году жизни. Особенно сочувствовал мне родной отец, Алексей Никифорович. Так нас обоих настигла незавидная вдовья доля.
Еще Михаил Пришвин писал: «Все прекрасное на земле – от солнца. А все хорошее – от человека». Такой до последних дней оставалась моя половинка. После похорон Евгении Ивановны как-будто из моей жизни кто-то вырезал полмира. Моя же дорогая супруга была действительно его украшением, надежным борцом за наше семейное счастье. Теперь же жизнь, казалось, потеряла всякий смысл. К тому же в трудовом коллективе появились недоброжелатели. Некоторые из них даже не осознали, какое на мою семью обрушилось горе. Ради достижения корыстных целей начали создавать помехи в работе. Среди них, к большому сожалению, работали и просто случайные люди, лишенные высоких человеческих качеств, в первую очередь - сочувствия и милосердия.
Тем не менее  по моей инициативе была построена теплица с двойными стеклами, печным отоплением. Работала она круглый год: даже зимой в ней цвели бегонии и каллы, а заодно проводились интересные опыты. Не случайно решением Брестского облисполкома и президиума облсосовпрофа я был вскоре удостоен почетного звания «Победитель социалистического соревнования 1975 года».
А сколько было поздравлений в мой адрес, когда за успешное проведение опытов на пришкольном участке по заданию ученых осенью 1971 года я стал участником ВДНХ СССР в Москве.
Школа дважды, в 1969 и 1975 годах, выходила победителем республиканского смотра-конкурса «Красная гвоздика», а одна из наших любительниц цветов – ученица Галина Кулик была удостоена бесплатной путевки на семь дней в город-герой Ленинград. Это не сказка, а быль – Головчицкая восьмилетка после этого еще больше утопала в цветах. К тому же, рядом с ними в голубое небо тянулись вечнозеленые туи.
Уже вскоре после смерти моей жены меня вызвали в Дрогичин к тогдашнему заведующему РОНО. В служебном кабинете одному из его подчиненных было дано поручение съездить в сваты к одной одинокой учительнице нашего района для заключения брачного договора со мной с условием переселения в мой новый дом. Моему возмущению не было предела. Участниками данного «спектакля» стали и отдельные педагоги нашей восьмилетки. Дошло до того, что за непослушание мне довелось оставить не только родную школу, но и деревню: так волей судьбы с горькой вдовьей долей я оказался в соседней Украине…
В этой тогда советской братской республике, в Запорожье, сначала работал в школе-интернате учителем биологии и химии. Мне также предложили вести факультативный курс по этике и психологии семейной жизни. Учитывая то обстоятельство, что я не знал украинского языка, разрешили все предметы  преподавать на русском. Работал на полторы ставки, поэтому зарабатывал намного больше, чем в родной сельской школе. Незабываемы годы учительства и в еще двух средних и одной восьмилетней школах с русским языком обучения. О русском языке, как и о белорусском да украинском, к этому времени в равной степени у меня уже сложилось только хорошее отношение. Согласен и с высказыванием всем известного для нас В.Г. Белинского, что русский язык – один из богатейших языков в мире, и что в этом не должно быть никакого сомнения.
А поэтому очень огорчился, когда после развала СССР не посоветовавшись с народом, на Украине был издан Указ о переводе всех школ на украинский язык обучения. В конечном итоге я стал безработным, не знал, где и кем работать в будущем.
Было также очень обидно, что так жестоко обошлись со мной в родной сельской школе, когда после четырех лет болезни моя любимая жена ушла из жизни. Ее постоянно для меня и моего сына не хватало даже в отдаленном городе. А кем только не работал на заводах Запорожья – сначала слесарем шестого разряда, потом штамповщиком на военных заводах, а вот на заводе столовых изделий штамповал наборы из нержавеющей стали и мельхиора. Однако вскоре предприятие обанкротилось, а многие его рабочие стали безработными. Опять проблема: как выжить, как с честно заработанной копейкой дотянуть до пенсионного возраста?..
Незадолго до ухода на заслуженный отдых вернулся в родную деревню, к родным берегам живописного озера, недалеко от которого меня ждала сельская усадьба. Как сложилась моя жизнь в дальнейшем, можно судить по стихотворным строкам мини-поэмы «Хлопчык з хутара».
Скажу еще и о том, что в деревню приехал не с пустыми руками. Из плодовоягодного совхоза украинского Запорожья привез саженцы грецких орехов, урожайные сорта яблонь и зимних груш, черешни и черенки крупноплодного винограда. Таким образом, был омоложен старый сад, а заодно появился особый интерес к сельской жизни.
Вот уже 22 года безотказно работает самодельная электромаслобойка из гильзы боевой вертолетной ракеты, а также электропомпы токарного  станка. Собрал ее своими руками. Из трех литров сметаны она за считанные минуты сбивает до одного килограмма масла. Всего же в домашних условиях с Ниной Петровной, своей второй женой, ежесуточно перерабатываю на твердые сыры, кефир и творог до 18 литров молока. Такой удой в эти солнечные летние дни получаем от высокоудойной коровы «Зорька».

Мои знания и опыт пригодились в родной деревне и теперь. В настоящее время по инициативе писателя-земляка на его родительской усадьбе закладывается молодой сад. В начале октября прошлого года помог его родному брату Василию, инвалиду второй группы, черенками винограда, а также была высажена малина двух сортов, рядом с домом – многолетние цветы. Благоустроена и прилегающая территория рядом с сосной, посаженной в честь талантливой белорусской поэтессы Евгении Янищиц, уроженки деревни Рудка Пинского района.
А вот честь посадить первую яблоньку рядом с ней в молодом саду была оказана Алексею Скакуну, известному руководителю-аграрнику, ученому и члену Союза писателей Беларуси из Брестского района. Особенно горжусь тем, что такая идея родилась и претворяется в жизнь именно в нашей деревне. Жаль только, что в ней уже закрыта школа. Деревня заметно постарела, почти до нуля упала рождаемость. А поэтому общими усилиями совместно с руководством местного СПК, а также исполкомом Закозельского сельского Совета необходимо возродить этот населенный пункт, наполнить его детскими голосами да народными песнями, как это было в прежние времена.

Растут пусть где-то этажи,
А нам не нужен лишний стресс.
Деревня наша будет жить,
Растить доярок, поэтесс.



Уверенность в этом вселяет и недавний выход в свет отдельным изданием мини-поэмы «Хлопчык з хутара», презентация которой состоялась 6 сентября 2015 года в Головчицкой сельской библиотеке. Участие в ней принял не только председатель исполкома Закозельского сельского Совета Михаил Володкевич, но и самодеятельные артисты из соседнего агрогородка.
Очень хотелось бы дожить как минимум до столетнего юбилея, но  при этом обязательно в мире, любви и согласии со всеми окружающими меня людьми – детьми, внуками и правнуками, моими дорогими сельчанами уже нового поколения XXI века, уверенно шагающими по нашей цветущей земле.
Счастлив и горжусь уже давно взрослыми детьми. Их у меня четверо: два сына и две дочери, а если короче − надежные крылья! Очень дороги для меня и всегда желанны в доме все одиннадцать моих внуков и внучек, два правнука и столько же правнучек. В каждом из них – достойное продолжение моей нелегкой жизни, ведь человек живет до тех пор, пока о нем помнят, а жизнь, к тому же, не только самая хрупкая, но и самая прекрасная на земле.
Искренне благодарю также всех, кто поздравил меня с недавним юбилеем – 80-летием со дня моего рождения, за памятные подарки и неожиданные сюрпризы. Таковым стала для меня картина «Вход в Севастопольскую бухту», нарисованная моей старшей внучкой Евгенией Зуевой, недавно закончившей Брестский политехнический университет и проживающей в г. Бресте.


Счастья вам и здоровья, мои самые дорогие люди!

Фото Дениса БУСЛЁНКА