googlee76da6385aa73571.html Беларусь в стихах . Полесье - край родной .: Старость меня дома не застанет…12 ГЛАВА

Поиск по этому блогу

среда, 23 марта 2016 г.

Старость меня дома не застанет…12 ГЛАВА



Внимательно всматриваюсь в очертания Пружанского района и вспоминаю: здесь, в Ружанах, о чем я писала выше, прошла моя юность, здесь вышла замуж за летчика-штурмана, родила сына Алексея. Что ни день, то какое-то радостное событие в сестрином доме, на своей работе. Так было…
И хотя уже давно живу в областном центре, мои пути-дороги по-прежнему ведут в Ружаны: очень дорог для меня Пружанский район с его ухоженными полями, лугами и сенокосами, по-хозяйски досмотренными лесами и старательно заасфальтированными дорогами, территориями средних школ, сельских магазинов, мехдворов и молочнотоварных ферм. И немалая заслуга во всем том, что сделано здесь в этом направлении, – трудового коллектива ДРСУ-140…
Бурятская пословица гласит: «Самая легкая дорога та, которую прошел». Трудно, а может быть и невозможно, сосчитать все дороги, пройденные мной за восемь с половиной десятков лет. Об этом я подумала однажды, когда ехала в Ружаны ранней весной, а высоко в безоблачном небе увидела клин журавлей. У них была своя дорога, без дорожных указателей, крутых поворотов и какого либо покрытия. Тогда же обратила внимание и на то, что его современные дороги в районе обслуживает ремонтно-строительное управление, упомянутое мною выше.
Прочитала и такое сообщение: «Трудовой долг нашего коллектива состоит в том, чтобы обеспечить гражданам республики, и прежде всего – жителям Брестской области, конституционное право на передвижение по комфортным местным дорогам, которые по своим эксплуатационным качествам соответствуют всем современным требованиям». В печатном материале за подписью директора содержалась и такая информация…
Начиная с 1963 года, ДРСУ в Пружанах возглавляли шесть руководителей – Иван Пунько, Владимир Янушкевич, Евгений Салтрукович, повторно Иван Пунько, Петр Шустик и Александр Суббота. И если в самом начале в нем работало всего 32 человека, то теперь – в три раза больше.
Это они, настоящие труженики дорожного строительства, превратили в сказку дороги местного значения. Среди них и эта – Ярошевичи – Зиновичи – Могилевцы. А как поменялись Пружаны еще тринадцать лет назад, когда район готовился к республиканским «Дожинкам», встречал дорогих гостей со всех уголков родного Отечества!
Одновременно было выполнено и устройство асфальтированного покрытия улиц в Ружанах. Все они, как никогда, стали красивыми и нарядными. Не то что проселочные дороги с гравийными и черным покрытиями. Здесь я работала с 1945 по 1968 год, после чего моего второго мужа направили в деревню Страдечь Брестского района на работу главным бухгалтером рыбхоза.
− Ну, а ты, Тарасовна, временно поработаешь в рыбхозе экономистом, - сказал он, при этом добавив: - А вот о Ружанах можешь забыть…
Но не так просто было это сделать. Пружанский район оставался для меня по-прежнему родным, тем более, что там продолжала работать старшая сестра Евдокия…
Среди тех, кто участвовал в республиканских «Дожинках» в Пружанах, был и бывший главный агроном одного из здешних колхозов Константин Воробей. Уже то, что он служил в рядах Советской Армии в карельском Беломорске, вызвало самые добрые чувства, пробудило желание встретиться с ним. Оказывается, ни один из тематических вечеров о земле-кормилице, о хлебе насущном, в солдатском клубе не обходился без его участия. В настоящее время Константин  - известный фермер в прибужском крае, выращивает высокие урожаи озимых культур, картофеля.
Узнав о том, что я написала книгу путевых заметок, Константин заинтересовался их содержанием, несколько вечеров читал мои публикации на сайте в интернете. Так я нашла еще одного поклонника своего творчества, внимательно выслушала отзыв о написанном, конкретные советы и пожелания. Он же познакомил с содержанием небольшой вырезки из армейской газеты «Часовой Севера». В ней говорится, что рядовой Константин Воробей даже во время службы не терял связи с колхозом «Путь Ленина», его председателем  Алексеем Пстыгой. Искренне порадовался, что такое знакомство обогатило мои познания о Пружанском районе, в частности, о современных дорогах, связывающих населенные пункты.
Я, разумеется, порадовалась. Еще бы! Немецко-фашистские оккупанты разрушили не только наши города и села, но и дороги, соединявшие их. Все это я видела в Карелии в первые дни военного лихолетья, на Урале, когда с матерью и старшим братом после Победы возвращалась домой в Струкачев. Многие дороги были исковерканы войной, затрудняли движение любого вида транспорта.
Пружанский район – один их тех, где война разорила не только довоенные колхозы, но и личные подсобные хозяйства крестьян. Ответственность за их судьбы взяла партия  и Советская власть, а поэтому-то люди и вовремя воспряли духом, после великой Победы пошли работать на колхозные поля и фермы. В основном это были энергичные, трудолюбивые и поверившие в перестройку села крестьяне. Иногда меня, как дочь председателя довоенного колхоза, посещала и такая мысль: «Вот бы отец, Тарас Коржов, остался жив, вернулся из огненного ада, тогда  и жизнь пошла бы совсем иначе». Возможно, он возглавлял бы один из ружанских колхозов, но, увы, его я видела на послевоенных полях лишь только во сне…
Рядом с могилкой на ружанском кладбище, на котором похоронена моя мама, отцовской нет. И не здесь, в родной Беларуси, но и в Карелии.
Зато остались дороги, а любая дорога, даже в ухабах, лучше всякого бездорожья. Главное, что дорога нашей мирной жизни продолжается, и не только моя, но и всех тех, кто даже в самую тяжелую минуту доходит до родного порога или же до горной вершины, с которой открываются все горизонты вокруг.
Никогда даже не могла подумать, что именно Константин Воробей станет одним из читателей книжного издания «Хабаровский край – районы развития». Их в этом регионе – восемнадцать. В том числе и пригородный - Хабаровский. Основная отрасль экономики района – многоотраслевое сельское хозяйство.
− В Хабаровском районе, как и в Пружанском, содержат крупный рогатый скот, свиней, птицу, занимаются выращиванием зерновых культур, овощей и картофеля, − рассказывал потом глава крестьянско-фермерского хозяйства «Брест – Агро», когда состоялась наша первая встреча.
Я не знаток в сельскохозяйственном производстве, однако, порадовалась тому, что рядом со мной оказался опытный специалист агропромышленного комплекса, интересный собеседник, неравнодушный человек и в первую очередь ко всем делам, которые в последнее время вершатся в уже названном мною районе.
Константин Кузьмич начал листать страницы фотоальбома. Обратил внимание, что соседний Вяземский район специализируется на производстве сои, зерна, овощей, одновременно серьезно занимаясь пчеловодством. Такая специализация, с его слов, приемлема и для Пружанского района.


С большим интересом рассматривали фотоальбом и в семье дочери старшего брата Михаила – работницы мебельной фабрики в Ружанах. Наташа, о ком идет речь, по-прежнему энергичная, к тому же, гостеприимная хозяйка. Ее дочь Галина живет в Латвии, она – на заслуженном отдыхе; дочь Ирина работает в Витебском родильном доме акушеркой; дочь Елена − экскурсовод Екатерининского дворца в Санкт-Петербурге.
А хотелось бы, чтобы они жили рядом, вместе встречали семейные праздники, особенно – юбилеи, с цветами приходили на городское кладбище, где уже покоится прах пятерых близких родственников. Здесь же похоронена и моя старшая сестра Евдокия Тарасовна, чей портретный фотоснимок даже через 76 лет привлекает мое внимание. Вот такой она была в юности, такой же осталась и в моей благодарной  памяти…


Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу, значит вновь увидеть старого друга.

В. Вольтер