googlee76da6385aa73571.html Беларусь в стихах . Полесье - край родной .: С остановкой в Перми на Дальний Восток! 13 ГЛАВА

Поиск по этому блогу

пятница, 25 марта 2016 г.

С остановкой в Перми на Дальний Восток! 13 ГЛАВА



Исторический факт: 17 мая 1789 года из Твери через Петербург, Нарву, Дерпт и Ригу выехал в дальнее путешествие по Европе двадцатитрехлетний русский писатель Николай Карамзин. Известно также и о том, что посетив Пруссию, Саксонию, Швейцарию, Францию и Англию, он вернулся на Родину в сентябре 1790 года. Уже в скором времени в «Московском журнале» он под свежим впечатлением от только что проделанного путешествия по западной Европе начал публиковать «Письма русского путешественника».
Разве мог подумать он, в моем понимании гениальный писатель-путешественник, о том, что через 226 лет Мария Коржова, т.е. автор этих строк, будет восторгаться именно его письменами! Но это именно так! В очередную поездку из Бреста во Владивосток через ту же Пермь я отправилась уже  с его книгой, в которой Николай Карамзин восклицает: «Берег! Отечество! Благословляю вас! Я в России и через несколько дней буду с вами, друзья мои!..»
Многие свои произведения я, не скрою от вас, дорогие читатели, написала в поезде «Россия». Этот поезд № 2 сообщением Москва-Владивосток остается на самом протяженном железнодорожном маршруте планеты. Он пересекает по суше всю Евразию: поезд проходит Транссибирскую магистраль, начиная движение от Ярославского вокзала и завершая его на восточной окраине Российской Федерации − на Владивостокском вокзале, что на берегу бухты золотой Рог Японского моря.
Таким образом, пересекает территории 14 областей, трех краев и одной автономной области, одного автономного округа через такие крупные города как Владимир, Нижний Новгород, Киров, Пермь, Екатеринбург (Свердловск), Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Беломорск и Хабаровск, в котором и живут мои самые родные и близкие люди.
Сначала на это я не обращала никакого внимания: садилась спокойно в вагон, знакомилась с пассажирами, а за разговорами не замечала, как незаметно пролетало время, города, озера и реки.
Надо же: поезд, к тому же, пересекает еще и 16 крупных рек, а это Волга, Вятка, Кама, Иртыш, Обь, Томь, Чула, Енисей, Ока, Бурея, Амур и другие.
На каждой из них лежат русские города и села, многие из них я видела своими глазами, особенно не могла оторвать глаза от окна, когда в поле обзора попадали табуны лошадей, стада коров и овец, а вот поздно вечером навстречу бежали яркие огоньки населенных пунктов. В каждом из них, о чем подумала однажды, издавна ютились люди со своими судьбами и заботами, интересами и надеждами.
В городе Первоуральске при пересечении железной дороги перевала  центральных Уральских гор установлен знак границы Европы и Азии до озера Байкал. Это самое глубокое в мире озеро, крупнейший резервуар пресной воды на планете. Только в нем обитает рыба Омуль, которой нет в других озерах и реках. Вдоль берега поезд идет более шести часов…
От него я осталась в восторге! Особенно хотелось видеть из окна вагона бегущие навстречу горные хребты и голубые озера между ними, в городах − наших радушных братьев-россиян, а также ветеранов с орденами, защищавших в годы военного лихолетья родное Отечество. Огромное удовольствие доставляло и чтение книги русского писателя Николая Карамзина, особенно когда я оставалась в вагоне одна.
Надежной помощницей, а то и временной хозяйкой в городской квартире, когда я уезжала на Дальний Восток, всегда оставалась студентка Брестского пединститута имени А.С. Пушкина – не только веселая, но и симпатичная девушка Наташа Ждановская. В свободное от учебы время, особенно зимними вечерами, она вместе со мной читала стихи моего любимого поэта – Сергея Есенина:
Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампадный кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.
Теперь Наташа после окончания учебного заведения преподает два иностранных языка в одном из институтов г. Минска, ее же мама, Валентина Николаевна, работает в СПК «Остромечево» бухгалтером, вместе с мужем держит подсобное хозяйство. Нет-нет, да и приезжает ко мне в Брест, привозит куриные яйца да яблоки, а главное – тепло, искренность своего женского сердца.
Вот и преодолевая сотни километров вдоль Байкала, я вспомнила о добрых людях, а заодно и загорелась желанием угостить их медом из Уссурийской тайги, рассказать о самых ярких впечатлениях на пути от Бреста до самого Владивостока…
Бывая в Хабаровске, не только восхищалась его современной архитектурой, но и интересовалась историей этого города на берегу Амура. Оказывается, еще русский путешественник, он же исследователь Центральной Азии, почетный член Петербургской Академии наук и Русского географического общества Николай Пржевальский в далеком 1867 году насчитал в нем, тогда небольшом поселке, 111 изб, а также 362 жителя. Со многими из них Николаю Михайловичу довелось разговаривать, а заодно стать свидетелем первых преобразований, происходивших в Уссурийском крае.
Всегда с особым волнением, прибывая во Владивосток, останавливаюсь у километрового столбика с цифрой 9289. Именно такое расстояние в километрах насчитывает Транссибирская магистраль, когда позади остается Урал, Сибирь и Дальний Восток. Здесь стальные рейсы прерывают свой путь, а за ним начинают плескаться прибрежные воды Японского моря. Отсюда беспокойные чайки своим крыльями приветствуют океанские суда, огромные плавбазы рыболовных флотилий. Своими глазами на 214-метровой высоте видела сопку Орлиное Гнездо, в самом городе – высотные, до 12 этажей, административные и жилые здания, современные улицы и проспекты.
Поезд в очередной раз приближался к Владивостоку, и я еще раз мысленно пыталась окинуть взглядом железнодорожный путь, оставшийся за спиной. Но это сделать было невозможно, как и вернуть свою жизнь к ее далеким в прошлом истокам, начиная с того самого момента, когда сельская школа в Струкачеве впервые гостеприимно открыла передо мною двери…
 «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать», - гласит бурятская поговорка. И это так. А еще однажды, как молния, мелькнула мысль, что прекрасным и неповторимым предстает окружающий мир перед глазами именно в моем почтенном возрасте. А мне уже, напомню, 85. И, тем не менее, жизнь не стоит на месте, новые строки ложатся на бумагу, опережают движение поезда:
И снова скалы впереди,
Поля, река, тайга…
А кое-где шумят дожди,
А кое-где лежат снега.

Такое ощущение, что в данном случае мне творить в какой-то мере помогает великий Путешественник: это он, Николай Карамзин, «сказывал друзьям своим, что ему приключалось, что он видел, слышал, чувствовал, думал, и описывал свои впечатления не на досуге, не в тишине кабинета, а где и как случалось, дорогою, на лоскутках, карандашом». Главное, на его взгляд, не наличие бытовых бумаг в жилом доме, а их документальность, исповедь  в своих письмах, глубокие обобщения подробностей увиденного и услышанного в пути.
Мне очень приятно жить и творить в городской двухкомнатной квартире в центре города Бреста, встречать в ней дорогих гостей, часами беседовать с Лидией Дмитриевной Бондаренко, с которой проработала вместе в «Зеленхозе» 17 лет, но и любой собеседник за тысячи километров от родного дома мог чем-то удивить, или заинтриговать своим разговором…
А вот и город Тверь – тот самый, в котором я работала на секретном заводе после эвакуации из Карелии. Это отсюда на фронт уходила знаменитая боевая «Катюша», это здесь своих многочисленных гостей встречает нетерпеливый с виду всадник на постаменте...
Стоянка поезда в Перми всего десять минут. С волнением выхожу из уютного вагона на перрон. И  не верю глазам − перед мной тот самый город, в котором я работала на фрезерном станке − 14, вытачивала деталь для боевого комплекса!.


Кажется, это было совсем недавно, словно вчера, но на этот раз окнами высотных домов на меня смотрел возрожденный город, и я вдруг почувствовала себя его крохотной частицей – впервые в жизни.


Пермь сегодня…
Как видите, география обзора просторов бывшей страны Советов из вагона поезда довольно широкая. Таким образом, я уже привыкла к подобным путешествиям. В каждом конкретном случае положительно воспринимаю любое общение с незнакомыми людьми, особенно с нашими ветеранами. Бывает, что говорим о прошлом, о нашей великой Победе в 1945-ом, о том, как сберечь мир, жизнь на земле, а бывает, что вспоминаем и молодые годы, деревенские свадьбы, народные обычаи и традиции.
Однажды в нем родились и такие строки:
Седьмые сутки наш вагон
Летит во весь разгон,
Тайга и скалы за спиной
Смыкаются стеной.
В конце путешествия на дальний Восток поезд «Россия» двадцать километров преодолевает под рекой Амур, тем самым сокращая расстояние до конечной станции на 150 километров. Непривычно от того, когда осознаешь, что над тобой в широкой да глубокой реке плещет вода, а по ней плавают пароходы да парусные яхты, а над самой рекой в ночное время зависает бледнолицая луна...
В той же Перми Николай Карамзин 18 мая 1789 года написал: «Если бы человеку, самому благородному, вдруг открылось будущее, то замерло бы сердце его от ужаса и язык его онемел бы в самую ту минуту, в которой он думал назвать себя счастливым из смертных!..» Для меня же счастье – каждое мгновение жизни, улыбка человека, первый лучик солнечного рассвета.
Другой мудрый человек сказал: «Самый лучший день – сегодня». Поэтому и дорожу каждым прожитым днем, нахожу в нем три главных источника, питающих духовные силы человека. Это любовь к людям, преданность идеалам созидания и вера в самих себя. Иного нам, ветеранам, не дано.

Мы – дети той войны,
Где пали наши деды,
Где силой всей страны
Ковали мы победу!

Мы подвигом сильны,
И, чтоб ни говорили,
Мы дети той войны,
В которой победили.

Вот и последние километры до конечной станции. Под водой Амура! Может быть, в пятый раз перечитываю строки Николая Карамзина, слегка подчеркнутые карандашом: «Приятно, весело, друзья мои, переезжать из одной земли в другую, видеть новые предметы, с которыми, кажется, сама душа наша обновляется, и чувствовать неоцененную свободу, от которой он подлинно может назваться царем земного творения».
Вот так, неожиданно для себя и других, я однажды «подружилась» с Николаем Карамзиным, его творчеством. И не жалею об этом.

Наша фотопанорама:
время, события, люди





Один из старейших книголюбов Брестской области, автор около десяти сборников о людях полесской деревни Николай Александрович ПРОСМЫЦКИЙ: «С большим интересом прочитал страницы семейной книги Марии Коржовой «От Бреста до Владивостока». Еще Ж. Бюффон говорил: «Одна из самых тяжелых потерь – потеря времени». На мой взгляд, творческий коллектив авторов, готовивших издание к выходу в свет, времени в  данном конкретном случае не терял. Спасибо всем за это!»