googlee76da6385aa73571.html Беларусь в стихах . Полесье - край родной .: На карельской земле. 4 ГЛАВА

Поиск по этому блогу

воскресенье, 13 марта 2016 г.

На карельской земле. 4 ГЛАВА



Однако прелестями мирной деревенской жизни довелось наслаждаться недолго. Уже в 1940 году отца направили на работу в Карело-Финскую ССР. Там, в северном Сортавале, он стал директором лесопильного завода. Я же по-прежнему занималась в начальной школе. Здесь впервые не увидела широких колхозных равнинных полей, как цветет летом лён. Однажды я спросила у отца:
− Папа, а мы вернемся когда-нибудь в Беларусь?
Отец ответил не сразу, мне тут же показалось, что я задала ему глупый вопрос.
− Время покажет, а пока тебе необходимо на отлично закончить четвертый класс, - сказал он, и я тут же села готовить уроки.
Если говорить откровенно, в далеком северном городке мне и моей маме жить не хотелось. Во-первых, мы резко поменяли образ жизни, во-вторых, теперь не очень-то уютную Сортавалу и городом называть как-то было неудобно. Что ни улица, то грязь с мутными лужами. Словно в какой-то заброшенной деревне. Но были в городе и тротуары, правда, как правило, вымощенные из досок. Можно было и поскользнуться, и вернуться домой с синяками. Даже как-то напомнила маме о том, что в Сортавалу мы приехали именно из-за отца, ведь кому-то надо было работать директором лесопильного завода.
− Твой папа всегда хотел быть первым. Первым он организовал колхоз в Струкачеве «Новая жизнь», первым сдал в артель двух лошадей, тельную корову да свиней, домашнюю птицу, оставил себе только двух курочек да петуха, - как-то вечером вдруг заговорила на тему колхозной жизни мать, продолжая: - И своих плугов, и даже молотилки с приводом не пожалел. А сам-то он, мой Тарас, а твой отец, был родом из Гомеля…
А потом мать рассказала о Карело-Финской ССР, о самых больших ее городах, таких как Петрозаводск, Беломорск, Кондопога, Кемь да Сегежа.
К их числу относила и Сортавалу на берегу Ладожского озера.



В 1990 году г. Сортавала был включен в список исторических городов России. В настоящее время его называют музеем финской архитектуры под открытым небом; известный на Брестчине фермер Константин ВОРОБЕЙ и писатель-документалист Микола ПАНАСЮК во время срочной службы в рядах Советской Армии на карельской земле (1972-1973).



Иногда, будучи школьницей четвертого класса, приходила на краешек этого огромного озера, садилась на береговой камень и всматривалась в туманную даль. Очень хотелось, чтобы рядом со мной стояли школьные подруги из родной деревни, вместе со мной шутили и смеялись, рассказывали забавные истории о наших мальчишках. Однако такого не случалось, и я всегда возвращалась домой с опечаленным видом, начинала готовить уроки, ведь старший брат Миша, когда узнавал, что я получала тройку, первым ее замечал в тетради и стыдил меня. Было, да, было и такое….
А вот в праздничные дни весной Сортавала выглядела более нарядной и многолюдной, особенно в солнечный день 1 мая.
Скажу еще, что город с древних времен был  расположен на северном берегу озера: в 270 километрах от Ленинграда, примерно на таком же расстоянии – от Петрозаводска. При этом центральная часть размещалась амфитеатром на огромном каменном кряже. Именно в этой черте застройки скалы формировали несколько заметных возвышенностей, а уже в городском парке с одной из них открывался прекрасный вид на Сортавалу с ее лесными островками.
В глаза сразу же бросались такие привычные для нас деревья, как сосна, ель, рябина, а еще − береза карельская. Произрастали также вяз, клен да липа мелколистная. И все это я, малолетняя девочка, увидела своими глазами незадолго до военного лихолетья. Там же впервые в советской школе узнала о том, что город Сортовала приравнен к районам Крайнего Севера.
− Придет лето, Марийка, и мы все вместе во время твоих каникул съездим в Ленинград, - пообещал как-то отец, и я очень обрадовалась, что уже в скором времени побываю вместе с ним и мамой в городе над Невой, в том самом, где 7 ноября 1917 года свершилась Октябрьская социалистическая революция.
Я свято верила в идеи Великого Октября, всегда с радостью встречала желанный праздник, когда на улицы наших городов и сел под звуки духовых оркестров выходили празднично одетые демонстранты, их дети с транспарантами, улыбками на лицах и цветами в руках. Тогда мне казалось, что так будет всегда. И никто и ничто не нарушит покой на нашей советской земле, больше того – ни в одном самом шумном городе, ни в одной деревеньке или же на самом тихом хуторе.
− Наша страна будет одной из процветающих в мире, - часто говорил отец, и не только в семье, но и в трудовом коллективе возглавляемого им предприятия.
Он не исключал возможности возвращения в родную Гомельскую область, в деревню Струкачев, и тогда у моей матери особой радостью светилось лицо, заметно менялось настроение. О том, что она ждет именно этого счастливого случая, мама говорила так просто и убедительно, что очень хотелось, чтобы все это как можно быстрее произошло. Это трепетное желание звучало в ее каждом слове, замечалось в каждом взгляде, когда разговор заходил о нашей родной деревне.
Однажды, когда отец пришел с работы домой, мать не выдержала:
− Отвези нас в Струкачев. А сам можешь оставаться здесь. На своем лесопильном заводе…
Но он, казалось, собирался работать здесь, в Сортавале, даже без выходных, как говорили в нашей деревне, не покладая рук. На этот раз отец только спросил у матери:
− А где будет учиться, Маша? Ведь в нашей деревне только четыре класса, а она должна пойти в пятый…
Отец незаметно мне подмигнул, мол, решай сама, но что я могла ответить? В какое-то мгновение мы все втроем переглянулись, оказавшись в замешательстве.
Непривычно было и то, что рядом с нашим городом пролегала государственная граница с Финляндией, а также плескалось именно огромное Ладожское озеро. И что в одном городе проживали не только карелы, но и россияне, белорусы, вексы и финны. Каждый из них говорил на своем языке, не то что в родной деревне – на одном…
Творили в Карелии и талантливые писатели. Вот и Онисья Ватчиева, родом из деревни Сопоха Кондопожского района, родилась в бедной крестьянской семье, но учиться в школе ей не пришлось. Читать и писать научилась сама, как и сочинять былины, сказы и причитания. Многие из них она исполняла перед сельчанами. Ее творчеством заинтересовались фольклористы, записали из ее уст несколько былин. Некоторые из них потом вошли в сборники устного народного творчества.
− Придет время, будешь и ты, Маша, писать свои стихи, – повторяла не раз мать, восхищаясь карельскими сказками, природой озерного края.
Я была благодарна маме за такие щедрые на похвалу слова, с интересом слушала и старалась запомнить ее сказки…
А как-то, когда отца не было дома, мама буквально заинтриговала меня своим вопросом:
− А ты знаешь, Марийка, кто такой Чук и Гек?
Я растерялась:
− Кто же они?..
Ответ услышала не сразу, но все же услышала:
− Это ребятишки, с которыми еще одна мама жила в огромном городе. Им была Москва. А потом все вместе втроем перед новым годом они уехали к отцу в тайгу за тысячи километров. Жил и работал тот добрый человек в лесу возле Синих гор…
Так моя мама познакомила своих детей с новой повестью советского писателя Аркадия Гайдара «Чук и Гек». С тех пор и стучали в моих ушах перед новым годом колеса пролетавших по тайге поездов, груженных рудой, углем и, как пишет в своей повести Аркадий Гайдар, «с громадными, толщиной с полвагона, брёвнами».
… И снился Геку странный сон:
Как будто, ожил весь вагон,
Как будто слышны голоса
От колеса до колеса.
Бегут вагоны – длинный ряд –
И с паровозом говорят.
 Так постепенно наша семья смирилась с тем, что оказалась в далеком карельском краю, среди совсем незнакомых людей, способных как и мы, белорусы, творить добрые дела, оставаться на гребне бурной повседневной жизни.
Особенно порадовало начало лета 1941 года, когда здешние живописные озерные пейзажи временно отвлекли от невеселых мыслей, от разговоров о войне. Тончайшие нити моей души уже начинали крепче и крепче связывать меня с карельской землей: она тоже была советской. Значит – нашей!
И вдруг пришел черный день, которого здесь не ждали…
Как теперь помню, самым страшным словом тогда, в далеком 1941-м году, в нашей семье стало только одно – война.
Казалось, что в одно мгновение все померкло вокруг, стало очень страшно чего-то. А чего? Разумеется, фашистского плена, крови и смерти. Нам необходимо было пройти такие муки и страдания, которые до этого не укладывались в моей голове.
Уже днем 22 июня в небе над Сортавалой появились вражеские самолеты-разведчики, а потом и тяжелые бомбардировщики. Город они еще не бомбили, но от этого нам, горожанам, было не легче. Не задумывались люди и о том, почему  на войне один человек убивает другого человека. Ведь это ожидало многих мирных жителей райцентра. Были уже и первые погибшие красноармейцы, а также дымящие до позднего вечера пепелища.
Мой отец, как только мог, успокаивал нас, что, мол, Красная Армия победит. И тогда-то, поверьте, в знак благодарности я впервые зарифмовала о нем самые искренние слова: «что был в семье опрятен и умен, а в жизни маму не обидел он». Не обижалась на отца и я…






Из дневника Марии Коржовой, 2015
«Знаю, что мои стихи еще далеко несовершенны, они постоянно требуют литературной доработки, им не хватает мелодичности в каждом конкретном случае, но все равно я их пишу. А пишу потому, что слишком много дорог прошла за свои 85 лет. Самые трудные из них начинались в северном Сортавале, когда по воле судьбы я уже куда-то спешила, кого-то обгоняла, не оглядываясь назад. Главное тогда было – это как можно скорее преодолеть все трудности, ступить на мирную землю, увидеть долгожданный рассвет нового дня и наслаждаться тишиной, а также земной красотой родного края.
И на обложке одного из поэтических сборников (г. Минск, «Еще мне дышится легко», 2014) я запечатлена молодой женщиной уже в самом расцвете сил. При этом я постоянно помню о своей маме. Ее нежной доброте к своим детям. Фотоснимок, на котором запечатлена Дарья Ефимовна, по-прежнему  остается на моем письменном столе».



Парк Рускеала расположен в 25-ти километрах от Сортавалы. Сегодня этот парк - одно из самых посещаемых мест в Карелии; зимний пейзаж в окрестностях Белого моря с вековыми соснами.



Именно под вечнозелеными деревьями, запечатленными на фотоснимке справа на заснеженной возвышенности в Беломорском районе, и написал одно из своих стихотворений «Сны», затем опубликовал его в армейской газете «Часовой Севера» (суббота, 23 сентября 1973 года) ефрейтор Микола Панасюк:
Тишина в казарме, будто
Длятся ночи без конца…
Слышно, как стучат под утро
У моих друзей сердца.
Спят казахи и калмыки,
В отчий край зовут их сны –
Степь, что ливнями омыта,
Ночь с фонариком луны.
Снятся горы и аулы,
Трактор в теплой борозде,
Полдень жаркого июля
С белью лилий на воде.

Не сомневаюсь, что такие сны видели во время ночного отбоя и красноармейцы разных национальностей, призванные на службу в Карелию летом 1941-го года… И очень жаль, что их мирный сон надолго, а то и навсегда для многих из них нарушила война. В последние безоблачные дни заметно был встревожен и мой отец, на плечи которого легла непосильная ноша…


 Полезнее всего те книги, которые больше других заставляют вас думать.
                                                                                                           

                                                                                               Т. Паркер