googlee76da6385aa73571.html Беларусь в стихах . Полесье - край родной .: Творческая исповедь Александра Волковича

Поиск по этому блогу

пятница, 3 ноября 2017 г.

Творческая исповедь Александра Волковича

Встречи с творческими людьми – это всегда интересно. Поближе узнать человека, поучаствовать в увлекательной беседе – именно такое общение запоминается надолго. На днях в городской библиотеке имени Пушкина прошёл творческий вечер и презентация новой книги белорусского писателя Александра Волковича «И тогда спроси свою печаль…».
 



На творческий огонёк в первую очередь заглянули друзья – коллеги автора, студенты и учащиеся брестских школ. Председатель областного отделения Союза писателей Беларуси Татьяна Демидович зачитала приветственное слово министра информации Александра Карлюкевича и высказала слова благодарности писателю: «Александр Михайлович, вы – победитель многих литературных конкурсов, республиканских , а также и международных, знают ваши публикации за границей. Сегодня вы проводите большую и важную работу – собираете фольклорные ценности нашего родного края. Каждая ваша книга насыщена любовью к родной земле. Спасибо, что Вы есть в нашем отделении, молодым авторам можно на кого равняться».
Труды прозаика

Член Союза писателей Александр Волкович живёт и работает в Бресте. Он автор книг «Зубр беловежский чугунный», «Береза чёрная – береза белая», «Алеся. Беловежские сны», «Лето красных лошадей», а также документально-публицистического сборника «Письма войны». Его произведения печатались в таких журналах, как «Советский воин», «Наш современник», «Литературная Армения», «Немига литературная», «Нёман», «Маладосць», «Полымя», газете «Русская Америка», в литературных альманахах Германии, Австрии, звучали в передачах Калифорнийского радио. Сегодня талантливый прозаик – автор, редактор и составитель краеведческого альманаха «Астрамечаўскі рукапіс», который знакомит не только с остромечевским первоисточником, но и регулярно рассказывает о традиционной и современной культуре Брестского района.

Особый способ

Заведующая читальным залом Светлана Рябцева поделилась своим мнением о мастере слова: «Александр Волкович – талантливый человек, о котором мы мало знаем. Когда я читала его «Письма Победы», на глаза наворачивались слёзы. Прекрасная идея книги, которая позволяет узнать, о чём писали люди с фронта, удивительный сборник документальной направленности. Прочитав его, я поняла, что наши люди не могли не победить. Александр Михайлович искренне увлечён своим делом, но пока не часто проводит творческие встречи, потому что много ездит по Полесью: собирает фольклор, легенды, предания, которые публикует в издании краеведческого характера «Астрамечаўскі рукапіс». Человек особой закалки, военный журналист. Здорово, когда встречаешься с автором, которому есть что рассказать. Уверена, многие получают огромное удовольствие от общения с ним», – сказала Светлана Валерьевна и не ошиблась: вечер получился по-домашнему тёплым, оставив после себя приятные впечатления.


Толерантный, воспитанный, культурный – таким я увидела Александра Волковича. Желание волновать сердца литературным словом пульсировало в Александре Михайловиче с раннего возраста. Французский писатель Жюль Ренар сказал: «Писать – это особый способ разговаривать: говоришь, и тебя не перебивают». 
Большое счастье

Ведущей творческого вечера, разделённого на тематические части, была поэтесса Любовь Красевская. В первом блоке «Эхо войны» Александр Волкович рассказал о родителях, о своём детстве, юности, как пришёл к своей важной книге «Письма войны».
Кстати, военная тема не случайна в его творчестве, она переплетается с темой судьбы, с темой жизни. Его отец – капитан Советской армии, мама – малолетняя узница фашизма. «Вот мои родители, старший брат Володя, сестрица Галя, меня на этой фотографии нет, но я уже родился», – писатель демонстрирует залу чёрно-белый снимок и мысленно возвращается в те годы, когда его отца перевели в Брест: «Нас поселили в одном из уцелевших зданий на территории крепости, в котором теперь − музей… Неподалёку стоял сапёрный батальон, откуда в своё время отец и весь Брестский гарнизон ушёл в Тоцкие лагеря. Здание, в котором мы жили, было пострадавшее, однажды в нём рухнул потолок. Соседи подняли переполох, думали, что наша семья погибла. Но как раз в это время мама повела нас всех гулять. Потом мы жили в бараке на улице Каштановой, теперь − Героев обороны Брестской крепости».
Когда отец демобилизовался, семья переехала в Домачево, где Александр пошёл в школу. Его мама устроилась на работу в библиотеку, в ней она трудилась до самой пенсии. «Я имел доступ ко всем книгам. В моём детстве чтение было большим счастьем. Книг в то время ведь было очень мало, а периодики и вовсе не было. Однажды мама подарила мне словарь Ожегова. Толстый, коричневый, потёртый, он предназначался для списания, но оказался у меня. С этим словарём я прошёл всю свою жизнь, он до сих пор остается у меня на книжной полке. И я нередко пользуюсь им: не доверяю толкованиям Интернета, привык к бумаге».

Симоновский табачок

После окончания школы Александра призвали в армию, где полгода он провёл в учебке, потом служил на иранской границе. Поступив на факультет журналистики Львовского военно-политического училища, много раз стажировался в Москве в «Красной звезде», в знаменитой Таманской дивизии, в Алабино, где сейчас проходят танковые биатлоны.
«Диктофонов тогда мы ещё не знали, поэтому изучали стенографию, машинопись. Подготовка была серьёзной: в войска должны были приходить профессионалы. Мы штудировали и инженерное мастерство, и с парашютом прыгали. На протяжении четырёх лет обучения выпускали свою газету, – писатель подошёл к стенду, взял журнал «Атака» – выпускную работу новоиспечённых военных журналистов и продолжил: – Обложку делали на фабрике цветной печати, а всё остальное − своими руками. Членом попечительского совета нашего училища был Константин Симонов, он приезжал к нам, и мне не раз удавалось пообщаться с ним. Мы, молодые лейтенанты, старались подражать ему, ведь Симонов оставался для нас эталоном во всем…»
Когда Волкович служил в австрийском Лейбнице, его сотрудница, она же соседка Симонова рассказала о том, что Константин Михайлович коллекционирует курительные трубки. «Я купил для него красивую трубку, и в ответ он прислал мне пачку голландского табака. Тогда это была редкость. Только представьте, как я этим гордился! Когда табак скурили, мне уже нечем было похвастаться, я поспешил в магазин, купил новый, выложил в подаренную пачку и лукавил знакомым: «Симоновского табачка не хотите покурить?» – вспоминает писатель, хотя с тех пор прошло немало времени.

Главная книга

Он служил в Закавказском, Московском и Прикарпатском военных округах. После аварии комиссовался и ушёл на гражданку. Во время работы в одной из брестских газет Александр Волкович выдвинул идею собрать письма военных лет и издать книгу. «Мы собирали послания людей, которые воевали на белорусских фронтах, в составе частей Советской армии освобождали Беларусь, партизан и воинов Брестского соединения, мне также удалось найти в архиве письма наших гастарбайтеров, вывезенные в Германию. Народ откликнулся удивительно быстро. Как только мы дали объявление в газету, уже на следующий день к нам приезжали с разных уголков Брестчины. Это было настоящее паломничество. Каких только писем нам не приносили! У меня в кабинете лежали пачки корреспонденций», – рассказывает автор идеи.
В предисловии к книге «Письма войны» Александр Михайлович написал: «Фронтовые письма – это горячие угольки, выпавшие из топки гигантского судьбоносного сражения под названием Великая Отечественная война. Они продолжают жечь наши сердца». Поддержал этот проект Александр Рогачук, который в то время был начальником главного управления идеологической работы облисполкома. «Работать над сборником приходилось много, терпеливо. Полустёртые письма читались трудно, приходилось изучать их содержание под увеличительным стеклом. Много попадалось полуграмотных писем, наспех написанных на смешанных – белорусском, польском, украинском – языках солдатами и узниками, но никаких правок мы не делали. Сборник передаёт всё дословно, он документальный, чем ценен для меня, и конечно, для читателей. Это главная книга моей жизни, простите за высокопарность», – подвёл итог публицист.

Северные воспоминания

Настоящего писателя не бывает без судьбы. Александру Волковичу пришлось много где побывать, немало повидать. Около десяти лет своей жизни он посвятил Северу. «Поверьте, Сибирь попадает под кожу, в сердце, и там остаётся навсегда. Невозможно забыть годы, проведённые там. Знаю по себе, ведь 33 года я прожила в Сибири», – отметила в своем выступлении Любовь Красевская. Такого же мнения придерживается и герой вечера. Однажды Волковича пригласили открыть газету в Когалыме, городе севернее Сургута. В то время его только строили. С нуля открывал периодическое издание «Нефтяник Когалыма». Находясь под впечатлением от северных красот, Александр Михайлович написал баллады, которые зачитал на вечере. «Не считаю себя поэтом, но иногда осеняет… Душа тянется к образам. Не забуду, как летал на вертушке, делал фильм о нефтяном городе. Помню, как приезжал на когалымскую нефть Лев Лещенко. Его-то величали здесь сыном полка», – вспоминает все тот же Александр Волкович.

Культурный бренд

Жизнь часто строится на контрастах, которые помогают ощутить полноту бытия. Неудивительно, что после жизни на Севере Александр Волкович стремится воспеть свою малую родину – Полесский край, посвятил ему немало произведений, которые отмечены на республиканских и международных уровнях в разное время.
В 2013 году под умелым руководством Александра Михайловича увидел свет первый номер Брестского районного краеведческого альманаха «Астрамечаўскі рукапіс». Выходит каждый квартал на белорусском и русском языках. На его страницах глубоко и последовательно открывается культурно-историческое, литературное, песенное, фольклорное наследие Берестейщины и Полесья. Подобное издание первое и пока единственное в нашей стране, выходящее на районном уровне. У истоков этого журнала стоял и Алексей Скакун, руководивший много лет Остромечевским СПК. Он также присутствовал на творческом вечере, вспоминал былые годы и читал свои произведения.
Что касается сборника «И тогда спроси свою печаль…», то в него вошли новые и ранее публиковавшиеся повести и рассказы, эссе и зарисовки о самобытности Полесского края. О милосердии, духовности, нравственности, о месте белорусов на земле. Хочется пожелать ему вдохновения, творческих успехов и благодарных читателей еще на многие-многие годы.

Елена СИНЯВСКАЯ